Молодость – время выбора. Зову в свою профессию
Методические материалы по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» — «Школа Активного Гражданина» — в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в январе 2025 года
Дата проведения: 23.01.2025
Тема: «Молодость – время выбора. Зову в свою профессию» (преимущества национальной системы профессионального образования; встречи с выпускниками, добившимися успеха)
Материалы для проведения ШАГа размещены на сайте УО РИПО https://ripo.by // Идеология и воспитание / Воспитательные информационные ресурсы / Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» / ШАГ 26 декабря 2024 года «Молодость – время выбора. Зову в свою профессию» (преимущества национальной системы профессионального образования; встречи с выпускниками, добившимися успеха)
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
На первом этапе проекта мы знакомимся с преимуществами национальной системы профессионального образования.
В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы и обсуждения по каждому вопросу.
Преимуществами национальной системы профессионального образования
- Почему, на ваш взгляд, предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования?
- Как выбор профессии влияет на формирование системы жизненных ценностей человека?
- Назовите основные личностные навыки, качества, которые нужны для профессионального становления?
- Что влияет на формирование имиджа профессионального образования в Республике Беларусь?
- Как вы думаете, в чем состоит значимость образования для личности? Для общества?
- Кого, с вашей точки зрения, можно назвать образованным человеком? Создайте портрет современного образованного человека.
Центры компетенций учреждений среднего специального образования (Информацию о Центрах компетенций см. в Приложении)
- Что вы знаете о международных конкурсах профессионального мастерства? Каковы результаты выступлений белорусских участников на этих соревнованиях? Есть ли среди ваших знакомых те, кто в них участвовал?
- В каких республиканских и международных соревнований участвуют учащиеся учреждений профессионального образования?
- Какие Центры компетенции для вас наиболее интересны? Почему?
- Назовите основную задачу обучения в Центрах компетенций
- Как влияет участие в конкурсах на профессиональное становление и личностное развитие учащихся ПТО
ШАГ 2. Встреча с выпускниками, добившимися успеха.
Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении профессионального образования в ходе предварительной подготовки совместно обучающимися и учителями. В процессе организации работы на данном этапе следует учитывать, что не только значимые награды, звания и должности подтверждают, что вклад человека в развитие своей страны поистине ценен. Ежедневное усердие, забота о семье, активная жизненная позиция, преданность своему делу и Родине, а также приверженность моральным принципам – все это является отличительными чертами кандидатов для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа».
Такие встречи стимулируют процесс межличностной коммуникации, помогают установить благоприятный психологический климат, снимают трудности адаптационного периода, которые не избежит ни один первокурсник. Кроме того, позитивные межличностные отношения делают воспитательный процесс более эффективным и продуктивным.
Примерные вопросы приглашенному:
- Кто или что повлияло на Ваш выбор учреждении образования ПТО?
- Исходя из своего личного опыта, какой совет Вы дадите нам, как вести себя в сложных ситуациях?
- Какие возможности Ваша профессия дает для самореализации личности?
- Во всем мире обсуждается проблема внедрения искусственного интеллекта. Много есть опасений о негативных последствиях его внедрения, включая такие явления как сужение рынка труда для населения, так и возможную потерю контроля над искусственным интеллектом. Нам, молодым, интересна ваша позиция по данному вопросу.
- Какие шаги необходимо предпринимать для формирования имиджа своей профессии?
- Вы очень много работаете. Как Вы отдыхаете и восстанавливаете свои силы?
- Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет связать свою жизнь с выбранной Вами профессией?
- Какие личностные качества необходимо развивать для того, чтобы быть успешным в данной профессии?
- Какие возможности для карьерного роста есть в выбранной Вами профессии?
- Как масштабировать молодежные проекты? Как вы относитесь к роли этих проектов в укреплении дружбы и влияния их на будущий мир на планете?
При отсутствии возможности пригласить выпускников колледжа, добившихся успеха в своей профессиональной деятельности, инициативная группа обучающихся готовит презентацию, посвященную данному профессионалу, выпускнику с активной жизненной позицией и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими обучающимися, содержащие воспоминания, пожелания и т.д.
Ведущий организует с обучающимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
- Как добиться успеха в выбранной профессии?
- Какие личностные качества необходимо развивать, чтобы стать успешным в своей профессии?
В завершении ведущий предлагает создать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий с указанием идей, предложений, действий по теме проведенного мероприятия и обязательным размещением на сайте учреждения образования в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.