Методические рекомендации
по проведению мероприятий информационно—образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» *
для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования в октябре 2024 года
Дата проведения: 24.10.2024
Тема: «Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие»
(о волонтерской деятельности; волонтерские отряды).
Материалы для проведения ШАГа размещены на сайте УО РИПО https://ripo.by // Идеология и воспитание / Воспитательные информационные ресурсы / Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» / ШАГ 24.10.2024 «Молодость – время выбора. Молодежь ‑ за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды).
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Милосердие – это не просто добродетель, а фундамент для создания гармоничного мира, в котором гуманность, любовь и взаимопомощь становятся главными ценностями. Проявляя милосердие, мы придаем жизни больший смысл и делаем мир светлее, а главное, богаче и осмысленнее. Пусть каждый милосердный поступок вдохновляет нас и окружающих на добрые дела.
На первом этапе проекта с помощью викторины «Мы узнаём» актуализируются знания о волонтерском движении и благотворительной деятельности в Республике Беларусь, направленных на оказание помощи ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и др.
В информационных материалах представлена информация для ответа и обсуждения по каждому вопросу. В процессе организации работы рекомендуется вовлечь в обсуждение как можно больше учащихся.
Учащимся можно предложить заранее ознакомиться с разделом «Время выбора» («Молодежное волонтерское движение) в пособии «Я – гражданин Республики Беларусь» для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания[1].
А также для просмотра рекомендуется обращение Антония Котельникова, клирика Всесвятского прихода, иерея.
Справочно. В процессе подготовки к мероприятию можно посмотреть следующие ролики:
«Молодость-время выбора. Молодежь за милосердие»
(https://www.youtube.com/watch?v=1wcrtb7v3w4&t=2s )
Волонтерство – призвание, модный тренд или работа?
(https://www.youtube.com/watch?v=J8WmsT4FxgQ )
Лучшие волонтеры Беларуси 2022
(https://www.youtube.com/watch?v=E12CklpN2dU)
«Я – ВОЛОНТЕР»
(https://www.youtube.com/watch?v=xlBsTbPnNtA)
Блок интерактивная викторина «Мы узнаём»
- Кто такие волонтеры? Назовите основные направления их деятельности в Республике Беларусь.
- Посмотрите фрагмент видеоролика «Как работает волонтерский центр Беларуси» по следующей ссылке:https://www.youtube.com/watch?v=d_x3EMThBzA (с 00.07 до 02.51). Какова роль Республиканского волонтерского центра в развитии волонтерского движения в Республике Беларусь?
- Каковы ключевые направления деятельности благотворительного фонда имени Алексея Талая? Как можно стать волонтером фонда?
- Какие волонтерские проекты в настоящее время реализует БРСМ в республике/области/районе?
- Посмотрите фрагмент видеоролика «Я – волонтер: фильм о тех, кто делает этот мир лучше» https://www.youtube.com/watch?v=aC6EfdO9PJk&t=9s. (с 0.00 до 2.10). Почему волонтерская деятельность важна?
В фокусе обсуждения: молодежная политика в Республике Беларусь; милосердие, благотворительность; волонтерская деятельность; волонтерские отряды; возможность самоопределения и самореализации учащихся; патриотизм; инициативность; активная гражданская позиция; гражданская ответственность; гражданская зрелость.
ШАГ 2. Знакомство с земляком (волонтером, представителем благотворительной организации).
Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и педагогом. В процессе организации работы на данном этапе следует учитывать, что не только значимые награды, звания и должности подтверждают, что вклад человека в развитие своей страны поистине ценен. Ежедневное усердие, забота о семье, активная жизненная позиция, преданность своему делу и Родине, а также приверженность моральным принципам – все это является отличительными чертами кандидатов для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа».
Данный этап может быть проведен в виде брифинга[2] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[3].
Примерные вопросы приглашенному:
Что в жизни для Вас является важным, к чему Вы стремитесь?
Чем для Вас является волонтерство?
Как Вы пришли к решению стать волонтером? Что Вас вдохновило на этот путь?
Что удивляет/восхищает Вас в Вашей работе?
С какими трудностями Вы сталкивались в процессе своей работы? Как Вы их преодолевали?
Какие проекты Вам больше всего запомнились?
Какой проект или инициатива, в которых Вы участвовали, оставили наиболее яркие впечатления?
С какими организациями или проектами Вы сотрудничаете? Какова Ваша роль в них?
Как Вы чувствуете себя в команде, с которой работаете?
Насколько важно поддерживать связь с другими волонтерами и благотворительными организациями?
Как реагируют люди на благотворительную деятельность и волонтерство?
Что дает статус волонтера? Имеют ли привилегии волонтеры? Если да, то какие?
В каких проектах и мероприятиях могут участвовать волонтеры?
Какие аспекты благотворительности или волонтерства Вы хотели бы видеть более активно развиваемыми в будущем?
Как можно стать волонтером?
Есть ли у Вас советы для людей, которые хотят начать участвовать в волонтерской деятельности?
При отсутствии возможности пригласить земляка (волонтера, представителя благотворительной организации) инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, содержащие воспоминания, пожелания и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Как вы относитесь к суждению, что помогая другим, мы помогаем себе?
– Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы стать волонтером?
– Какой вклад вы можете внести в развитие своего региона и страны в целом через волонтерскую/благотворительную деятельность?
В завершение ведущий предлагает создать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий с указанием идей, предложений, действий по теме проводимых мероприятий и обязательным размещением на сайте учреждения образования в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.
Следующая тема: «Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» |
[1] Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования
(с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – С. 139.
[2] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу
[3] Проект «100 вопросов взрослому» транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы учащихся.