К сожалению, иногда процесс общения может сопровождаться конфликтом, в который вовлечены собеседники. Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы это удовлетворяло интересы всех сторон в конфликте. Тем не менее, определённая последовательность действий приводит именно к такому результату:
- Определите интересы сторон в конфликте. Используйте вопросы: «Зачем они (я, он, она) этого хотят? В чём заключаются опасения каждого?»
- Попробуйте взглянуть на проблему со стороны. Непредвзято оцените, в чём состоит проблема. Используйте для этого вопросы: «Что именно мы обсуждаем (будем обсуждать)? Как эта проблема может выглядеть и чувствоваться со стороны?» Попробуйте как бы стать над ситуацией.
- Поймите, что каждый участник конфликта чувствует по-своему. Для достижения психологического удовлетворения дайте противоположной стороне возможность отразить свои чувства и покажите, что чувства поняты вами (дать возможность выговориться).
- Выясните, какие события вызвали те или иные чувства.
- Расскажите, чего вы хотите и что вам требуется.
- Прислушайтесь к тому, чего хотят другие люди.
- Обсудите со своими оппонентами препятствия и помехи, стоящие на пути к взаимному удовлетворению желаний и нужд.
- Будьте открыты для обсуждения самых различных вариантов.
- Постарайтесь придти к общему соглашению по поводу путей разрешения проблемы. Используйте вопросы: «Как мы это сделаем? Кто именно это сделает? В какие сроки?» и т.д. для достижения прочного соглашения и удовлетворения сторон по существу конфликта.
- Обсудите пути предотвращения такого типа конфликтов в будущем (можно найти для себя новые варианты поведения и реагирования в подобных ситуациях).
Предупреждение и продуктивное разрешение конфликтов возможны преимущественно в рамках деятельности, организованной как сотрудничество с демократическим стилем поведения и диалогическим общением.