Экзамены — наиболее трудная и ответственная пора в жизни учащегося, требующая от него максимального напряжения физических и духовных сил. И очень важно научиться правильно распределять свои силы для глубокого и прочного запоминания учебного материала.
Не секрет, что некоторые учащиеся предпочитают готовиться к экзаменам по методу своеобразного аврала — приложения чрезмерных усилий в течение двух-трёх дней (а иногда и ночей), отведённых на данный экзамен. Вряд ли нужно доказывать, насколько вредной является подобная практика. Она нарушает все принципы эффективного учения: необходимость осмысливания принимаемого учебного материала, сопоставления его с усвоенным ранее, систематизация знаний, воспроизведение усвоенного, распределение повторений по времени и т.п.
К экзаменам нужно готовиться прежде всего путём систематического и эффективного изучения материала по мере его поступления. Но этого, конечно, недостаточно. Необходима и специальная подготовка к экзамену: предварительное и заключительное повторение усвоенного материала.
Предварительное повторение следует начинать примерно за месяц до экзаменов, разумеется, по тщательно разработанному плану. В основу такого повторения нужно положить метод воспроизведения, т.е. обратиться к активному повторению. Воспроизведение требуется осуществлять схематично и выборочно: взять очередной вопрос программы и попытаться вспомнить его основное содержание, а затем — выборочно — и отдельные детали.
Если данный вопрос припоминается плохо, нужно приниматься за повторное вдумчивое восприятие, а потом — воспроизведение (про себя или вслух).
Заключительное повторение осуществляется в дни, специально отведённые для подготовки к экзаменам. И на этот раз основным должно быть активное повторение, припоминание основных положений данной темы и ликвидация «недоделок». Полезно также подумать о том, какие новые события в развитии науки или общественной жизни относятся к данной теме. Обычно при заключительном повторении учащиеся имеют в своём распоряжении экзаменационные вопросы или даже билеты. Иногда кажется, что в билетах вроде бы меньше материала. Это, конечно, неверно. Просто они заранее знакомят учащихся с формулировками вопросов, дают представление о том, насколько подробно нужно осветить их. Кроме того, вопросы ориентируют на то, какие умственные действия надлежит осуществить в процессе ответа (дать сравнительный анализ, описать, охарактеризовать, перечислить и т.д.). Разумеется, заключительное повторение также должно быть тщательно спланировано. Нужно учесть буквально всё: и уровень своей работоспособности, и трудность материала, и время, которое уйдёт на посещение консультаций, и многое другое. Главное — осмотреть всё здание знаний, возводившиеся на протяжении года, побывать на всех этажах, заглянуть во все комнаты.
Огромное значение при подготовке к экзаменам имеет рациональный режим труда и отдыха. На экзамен нужно идти бодрым, со свежей головой, ибо можно глубоко освоить материал и не суметь как следует воспроизвести его на экзамене из-за плохого самочувствия, вызванного утомлением.
Взяв билет (на устном экзамене), не торопитесь отвечать, даже если уверены в своих знаниях; обязательно продумайте и составьте план ответа. Это поможет выделить главные положения, которые обязательно должны быть изложены. Кроме того, легче будет найти ответ и на дополнительный вопрос.
Перед экзаменом нельзя поддаваться чувству страха, растерянности. Однако и полная эмоциональная пассивность также нежелательна, из-за неё ваш ответ может показаться недостаточно динамичным.
Условия поддержания работоспособности
- Чередование умственного и физического труда.
- Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям, т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
- Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд в даль, оторвать глаза от книги).
- Минимум телевизионных передач!