Дежа — деревянная, невысокая, широкая, чуть сужающаяся кверху квашня для замеса ржаного теста при выпечке хлебов. В культуре восточных славян дежа стала символом богатства, благополучия и здоровья, а также продолжения жизни на земле. Действия хозяйки, когда она опускала в кадку опару и выпекала хлеб, сравнивали с рождением новой жизни. Считалось: как «растет» тесто, так благосостояние будет «расти» в доме. Кадку использовали и в обрядах, связанных с защитной магией, чтобы остановить град или пожар, предостеречь от удара молнией. Так во время грозы или пожара женщины выносили во двор кадку, хлебную лопату и крышку от дежи. Во время новоселья первыми в дом пускали кошку, петуха, а потом вносили кадку. Хозяин нес кадку с закваской и просил небеса, чтобы в новом доме никогда не сводился хлеб. Хлеб в деже будет всегда «расти», если кадку изготовить из сосны, в которую попала молния.
Кадку с тестом накрывали полотенцем и ставили на стол или в красный угол. Если дежа «испортилась», хозяйке необходимо было выполнить ряд магических действий: потереть ее луком, чесноком, обкурить купальскими травами, обрызгать крещенской водой, посыпать четверговой солью или спасским маком.
У восточных славян было не принято одалживать кадку. Говорили, что «дежа не уважает чужие пороги». Считалось, что тот, кто даст свою кадку, попрощается с семейным счастьем, благополучием. Кадку не мыли, а чистили, чтобы в ее щелях всегда оставалось немного теста. Это делали специально, чтобы хлеб в доме никогда не закончился. Садиться или вставать на кадку разрешалось лишь в исключительных случаях и при условии ритуальной «чистоты» — например, девственной невесте или малому ребенку во время первого пострига, который выполняли ровно в год.
Дежу нашему лицею подарила Шевцова Ольга Тихоновна, которая живет деревне Головки Речицкого района.